Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Юный шахматист

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Бабикова Ю.А.

п. Аннино.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист»», (далее —
Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,

Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельностипо дополнительным общеобразовательным программам»,

Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. № 816,

Проекта Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года,

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ,

Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,

СанПиНа 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.

Реализация
образовательной
программы
учреждения
дополнительного образования детей без ущерба их здоровью обеспечивается в
соответствии с Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106,

Устава МДОУ.
Актуальность программы
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические
способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как
организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно
внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения
людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских
отношений. В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности
дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
2

широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в
шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного
типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых
ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи
радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в
педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является
действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Отличительная особенность
В практическую часть входит разработка мероприятий, акций и событий, которые
обучающиеся, осваивающие данную Программу, смогут организовать и провести на
уровне своей школы, а полученный опыт будет способствовать и мотивировать ребят к
участию в шахматных партиях детского сада, возможно школы. Данная программа создает
возможность для обучающихся не только получить практический опыт. Содержание
программы и широкий возрастной диапазон позволяет эффективно реализовать
технологию наставничества в форме «Учащийся-учащийся», при которой полученные в
ходе освоения данной программы опыт и знания, ребята смогут передать своим
сверстникам в ходе неформального взаимообогащающего общения.
Для активизации и мотивации обучающихся, развития их творческих и социальных
компетенций большинство занятий Программы проходят в интерактивной форме с
использованием активных методов обучения. Это дает возможность ребятам быть не
пассивными слушателями и исполнителями, а участникам образовательного процесса,
создавать и реализовывать собственные дела, проекты и акции.
Основными принципами данной Программы являются создание условий для

получения обучающимися положительного социального опыта
взаимодействия с окружающими, способствующего их самореализации и
самоопределению;

применения обучающимися на практике в ходе реальной
деятельности полученных знаний и компетенций.
Данная Программа является разноуровневой (см. раздел «Особенности
организации образовательного процесса»).
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-7 лет. Обучаться по Программе могут и
девочки, и мальчики, желающих развить свои лидерские, коммуникативные,
организаторские компетенции.
Группы для занятий набираются одновозрастные.Набор в группы свободный и не
предусматривает конкурсного отбора. Специальных
3

знаний и практической подготовки от обучающихся не требуется.
Объем и срок реализации программы, режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных недель) –30 часов. Занятия
проходят 2 раза в неделю по 30минут.
Цель программы: создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, формирования
логического мышления и умственных способностей посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1. Обучающие: расширить кругозор, пополнить знания, активизировать
мыслительную деятельность дошкольника, научить ориентироваться на плоскости,
тренировка логического мышления и памяти, наблюдательности, внимания и т.п.
2. Развивающие: выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю,
спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер; развитие лидерских качеств,
стремления стать первым, завоевывать награды. Помочь детям стать сильными духом,
преодолеть себя, достичь вершин мастерства.
3. Воспитательные: познакомить детей с миром сказок и превращений
обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом
отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном –
необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.
Обогащать детскую фантазию. Развивать организованность, гармоничное физическое и
интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы,
самообладания и эмоциональной устойчивости.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп:
Для реализации программы могут комплектоваться как одновозрастные, так и
разновозрастные группы. Приём в коллектив не предполагает конкурсного отбора.
Критерий возрастного развития не является определяющим при выборе уровня
программы. Определяющими показателями будут уровень начальных образовательных
возможностей, уровень мотивации (заинтересованности) и уровень сформированности
необходимых компетенций.
Количество детей в группе
Списочный состав группы формируется с учетом санитарных норм, особенностей
реализации программ социально-гуманитарной направленности, нормативных локальных
актов учреждения дополнительного образования и может составлять не менее 8 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Исходя из разноуровневости Программы, ее содержание реализуется по принципу
дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

Стартовый уровень.

Базовый уровень.

4

В содержании разделов предусмотрено разделение
практического
и
теоретического материала по сложности и/или объемности информации. Кроме того,
допустим различный уровень включенности обучающихся в практическую деятельность
по освоению Программы, с учетом интересов, мотивированности и личностных
возможностей обучающихся (реализация личностно-ориентированного подхода).
Разделы Программы осваиваются в полном объеме всеми обучающимися, так как
содержат базовые сведения об основных вопросах и направлениях данной программы,
раскрывает основные понятия и определения, формирует представление обучающихся о
нормативной основе, истории и характере деятельности детских общественных
объединений. Освоение данного раздела способствует дальнейшему определению
обучающихся в диапазоне своих интересов (в рамках данной программы) и выборе
уровней сложности, в определении своей роли и степени активности в реализации
практической деятельности в процессе освоения Программы.
При организации игр, коллективных творческих дел в рамках освоения разделов
Программы обучающиеся могут принимать различные роли и различную степень
активности от участника или наблюдателя до. При такой организации образовательного
процесса в учебной группе обеспечивается разноуровневостъ и дифференцированный
подход.
Предварительно в теоретической части раздела педагог знакомит обучающихся с
каждым направлением, раскрывает задачи, основные проекты, поднаправления, характер
деятельности, практические результаты. Затем ребята делают выбор, исходя из своих
интересов и потребностей.
Занятия по Программе включают в себя теоретическую часть, в которой принимает
участие вся группа и практическую, где содержатся задания как индивидуальные, так и
групповые. При реализации групповых форматов работы, можно распределить
участников, осваивающих «продвинутый» уровень программы, среди групп участников,
осваивающих «базовый» или «стартовый» уровень содержания, что даст возможность
последним обозначить для себя «зону ближайшего развития». Кроме того, такой подход
позволяет всем обучающимся продемонстрировать и оценить уровень сформированности
своих компетенций, скорректировать выбранный ранее уровень сложности.
Реализация данной программы предусматривает различные режимы освоения ее
содержания, исходя из индивидуального темпа и объёма освоения знаний, умений,
компетенций обучающихся. В процессе педагогического наблюдения педагог может
определить те или иные формы и режимы для учебной группы в целом либо для
отдельных обучающихся. Это могут быть:
 режим, основывающийся на индивидуальном образовательном маршруте
/траектории обучающегося, в том числе и интенсивный режим;
 групповые режимы.

5

Формы организации деятельности обучающихся на занятии

индивидуальная (организуется для отработки отдельных навыков, при
создании обучающимися индивидуальных проектов, подготовке и реализации
мероприятий, для работы с наиболее способными мотивированными
обучающимися, осваивающими продвинутый уровень сложности, с обучающимися
с целью коррекции пробелов в знаниях, отработки отдельных навыков, устранения
затруднений);
 групповая (организуется для взаимодействия обучающихся для отработки
практических навыков и применении теоретических знаний при выполнении творческих
заданий, при подготовке к выступлению, в ходе работы над проектом, подготовке и
проведении/мероприятий, при этом задания выполняются таким образом, чтобы был
виден вклад и результат каждого обучающегося);
 фронтальная (работа педагога со всеми обучающимися при объяснении нового
материала, в ходе тематических бесед).
Формы проведения занятий
 лекция, беседа,
 игровые формы,
Выбранные формы проведения занятий позволяют обучающимся воспринимать и
усваивать готовую информацию, а также воспроизводить полученные знания и освоенные
способы деятельности в ходе практической деятельности.
Выбор форм проведения занятий обусловлен возрастными характеристиками
обучающихся и спецификой Программы.
Форма обучения: очная, язык - русский.
Материально-техническое оснащение программы
Наименование
Учебное место обучающихся (столы парные,
стулья)

Количество
По количеству обучающихся в
группе – не менее 4 шт.

Компьютер с доступом к сети Интернет
Доска магнитно-маркерная (расходные и канцелярские
принадлежности к ней)
Магниты для доски
Стойка демонстрационная
Канцелярские принадлежности:
Бумага А4, ручки, карандаши, клей ПВА, папки А;

1 шт.
1 шт.
1 набор
2 шт.
По количеству обучающихся в
группе – не менее 8 наб.

6

файлы-вкладыши,
Шахматы (комплект)
Шахматные часы

4 шт
4 шт.

Планируемые результаты освоения программы
Предметные
В результате изучения курса обучащиеся должны:
знать:

 правилах игры;
 виды фигур и их функции;
 краткую историю и целевое назначение игры;
уметь:

 различать и называть шахматные фигуры;
 правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске начальное
положение;

 играть малым числом фигур;
владеть:






представлением о шахматной доске, ориентированием на ней;
представлением об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
основными шахматными терминами;
элементарными правилами игры;

некоторыми простейшими тактическими приемами.
Личностные
Будут созданы условия для формирования и развития у обучающихся ценностносмысловой компетенции: формирование ценностных ориентиров, активной гражданской
позиции, умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков,
способность принимать решения и нести ответственность, развитие механизмов
самоопределения, навыков самоорганизации, понимание и принятие поведенческих норм.
Метапредметные
развитие у обучающихся

коммуникативной компетенции (навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе, различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями организаторские навыки);

информационной
компетенции
(умение
самостоятельно
искать,
анализировать
и отбирать информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

учебно-познавательной компетенции (способность к планированию,
анализу, рефлексии и самооценке, целеполаганию, генерированию идей, творческое
и креативное мышление, навыки продуктивной деятельности).

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

теория

практика

Количество часов

1

-

14

4

10

7

2

5

7

2

5

18

6

12

3

1

2

Тема 2.2 Ладья

3

1

2

Тема 2.3 Слон

3

1

2

Тема 2.4 Ферзь

3

1

2

Тема 2.5 Конь

3

1

2

Тема 2.6 Король

3

1

2

1

-

1

34

11

23

Наименование разделов и тем

Всего

Первый год обучения (34 недели)
Вводное занятие
1
Раздел 1 Шахматная доска
Тема 1.1 Шахматная доска
Тема 1.2 Элементы шахматной доски
Раздел 2 Шахматные фигуры
Тема 2.1 Пешка

Итоговое занятие

ИТОГО:

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год
обучения
1 год

**Дата
начала
обучения по
программе
02.10.2023

**Дата
окончания
обучения по
программе
31.05.2024

Всего
учебн
ых
недель
34

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

34

34

2 раза в
неделю по
30 минут

**устанавливается и утверждается распоряжением заведующего и расписанием
занятийна конкретный учебный год.
8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Шахматная доска
Тема 1.1 Шахматная доска. Стартовый уровень.
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и
шахматные поля квадратные.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
Тема 1.2 Элементы шахматной доски. Базовый уровень.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от
вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Мероприятие «Шахматная эстафета».
Раздел 2. Шахматные фигуры
Тема 2.1 Пешка. Продвинутый уровень.
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки.
Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против
двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Практическое занятие по теме «Пешка». Мероприятие «Праздник пешки».
Тема 2.2 Ладья. Продвинутый уровень.
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи.
Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».
Мероприятие «Конкурс смекалистых».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Тема 2.3 Слон. Продвинутый уровень.
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Ферзь. Продвинутый уровень.
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь –
тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.5 Конь. Продвинутый уровень.
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против
коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против
ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.6 Король. Продвинутый уровень.
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король
против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король
9

против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.
Тема 2.7.Итоговое занятие. Партия. Продвинутый уровень.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы
“Шахматный клуб «Ладья»” состоит из следующих компонентов:

описание, применяемых педагогических методик и технологий,

информационные источники, используемые при реализации программы,
система средств контроля результативности обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№

Наименова
ние раздела

 Вводное
занятие

Форма
занятий

Приёмы и
Дидактический
методы
материал и
организации
техническое
учебнооснащение
воспитательного
занятий
процесса

по разделам

-

Беседа

Наглядные и
 Шахматная Развлекател
доска
ьные и
словесные
обучающие методы и приемы
игры

Шахматный
набор

Творческое задание

Наглядные и
 Шахматные Развлекател
фигуры
ьные и
словесные
обучающие методы и приемы
игры

Шахматный
набор

Творческое задание

Наглядные и
 Шахматные Развлекател
позиции
ьные и
словесные
обучающие методы и приемы
игры

Шахматный
набор

Творческое задание

 Итоговое

Теоретическ Организационные
ое
приёмы
(составление
плана работ)
Словесные
методы: рассказ,
беседа.

Форма подведения итогов

Теоретическ
ие,

Практические

Шахматный
набор, цветная

Участие в турнире, творческое задан
10

занятие

практически
е занятия

бумага/картон,
краски, бумага
для рисования,
кисти

Технологии, приемы и методы организации образовательного процесса
В образовательном процессе – в двустороннем процессе общения педагога и
обучающегося важно системное, комплексное использование различных методов и
способов обучения. Так среди словесных методов можно выделить информационные, то
есть методы, преимущественно связанные с сообщением справочных данных,
объяснительные - связанные с более сложной функцией, помогающие обучающемуся
разобраться в трудной для него ситуации. Однако все эти методы обязательно включают в
себя элементы наглядности, иллюстративности и от части элементы практических
занятий. С другой стороны, в наборе средств практических методов с неизбежностью
должны присутствовать и словесные, и наглядные компоненты.
Для достижения поставленных задач используется комплекс методов:
Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию - рассказ, беседа,
объяснение, обсуждение, демонстрация наглядных пособий и иллюстраций, показ
документов, фотографий, видеофильмов).
Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности).
Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом, выполнение практических заданий,
самостоятельная работа, работа по заданному алгоритму/плану).
Исследовательские методы обучения (овладение обучающимися методами
научного познания, самостоятельной познавательной и творческой деятельности).
Рассказ, беседа позволяют изложить теоретический материал, необходимый для
освоения программы. Демонстрация наглядных, образцов, пособий и иллюстративного
и видео материала способствует лучшему усвоению теории и изучению практических
приемов работы. Выполнение практических заданий способствует закреплению
теоретических основ и позволяет обучающимся отработать практические навыки и
приемы работы с документами и экспонатами, получить опыт выступлений и освоения
разных социальных ролей в коллективе.
Во время обучения по программе используются групповые и индивидуальные
методы обучения:

работа с малыми группами,

работа в парах,

групповая работа на принципах дифференциации и индивидуального
подхода для отработки отдельных навыков.
Наибольшее внимание уделяется активным методам обучения, при которых в
наибольшей степени осуществляются процессы активизации учебно-познавательной
деятельности, мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и
творческому освоению учебного материала:
самостоятельная работа по поиску информации, при подготовке сценариев,
проектов, презентаций, выполнение творческих и практических заданий, аргументация
результатов или собственного выбора при его выполнении, защита и обсуждение работ на
11

круглом столе или в ходе конференции, подготовка и проведение фестиваля, семинаров,
игровой программы, КТД).
Игровые технологии как форма активного обучения применяются для
практического освоения материала. Организуемые в ходе занятий деловые, сюжетноролевые игры, тренинги рассматривают как приём обучения, направленный на
формирование внутренней мотивации, моделирование действительности. При этом
игровая технология позволяет создать условия для формирования всех четырёх
компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и
опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Целью применения игровых
технологиях в процессе реализации Программы является развитие у обучающихся
коммуникативных навыков, возможность осознания и выражения ими своих чувств,
активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение,
информационные технологии (он-лайн тестирование для самопроверки или проверки
знаний, задания на он-лайн сервисах, демонстрация презентаций, фильмов, фотографий и
т.д.).
Здоровьесберегающие технологии предполагают проведение занятий на основе
санитарных норм и гигиенических требований (соблюдение режима
проветривания, освещения, питьевого режима). На занятиях используются такие
элементы:

наличие в содержательной части занятия эмоциональных разрядок (в
зависимости от вида занятия и особенностей учащихся) и обеспечение у обучающихся
мотивации к учебной деятельности;

динамичные паузы в ходе практической работы или объяснения темы,
целью которых является смена вида деятельности; предупреждение утомляемости; снятие
мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизация кровообращения;
активизация мышления; повышение интереса детей к ходу занятия; создание
положительного эмоционального фона;

гимнастика для глаз в целях профилактики нарушений зрения, снятия
напряжения; предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазн ого
аппарата.
Технология проектного обучения позволяют создать условия, при которых
обучающиеся:

самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся
пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения
познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения); развивают системное мышление.
Технология коллективных творческих дел, которая в большой степени отвечает
решению воспитательных задач Программы и направлена на формирование и развитие
коллектива, развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности,
развитие творчества как коллективного, так и индивидуального, обучение правилам и
формам совместной работы, реализация коммуникационных потребностей детей.
Данная программа основана на принципах дифференцированного обучения, что
позволяет определить для каждого из обучающихся наиболее рациональный
характер работы на занятии, основываясь на его индивидуальных особенностях.

12

Информационные источники, используемые при реализации программы
Для педагога:




Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;



Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;




Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;



Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;



Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;



Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;



Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2000;



Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин
– Обнинск Духовное возрождение, 1998;



Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г.
Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;



Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008;



Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика,
1991.

Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. —
М.: Русский шахматный дом, 2005;

Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д
Феникс, 2006;

ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:

Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
13

8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах
 Берестов В. В шахматном павильоне.
 Берестов В. Игра.
 Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
 Ильин Е. Средневековая легенда.
 Квитко Л. Турнир.
 Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
 Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
4. Крапивин В. Тайна пирамид.
5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
7. Надь К. Заколдованная школа.
8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
11. Раскатов М. Пропавшая буква.
12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая
школа, 1995. – Вып. 4, 5.
14

14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Интернет-ресурсы

 Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:
http://www.chess-master.net/articles/3.html;

 Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
 Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
Система средств контроля результативности обучения
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе
проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится с целью выявления начального уровня
образовательных возможностей обучающихся и определения уровня начальных знаний об
основных вопросах содержания Программы и понимания общекультурного уровня
обучающихся при зачислении в учебную группу либо при дополнительном наборе
обучающихся. По результатам входного контроля определяется уровень сложности
(стартовый, базовый, продвинутый) освоения программы обучающимся.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года с
целью оценки уровня и качества освоения тем/разделов Программы, а также с целью
отслеживания динамики развития ценностных ориентаций и значимых (ключевых)
компетенций обучающихся.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
разделов или ключевых тем Программы, проводится в конце 1 полугодия.
Промежуточный контроль проводится в форме выполнения тестовых заданий и
фестиваля «Мои успехи», в ходе которого обучающиеся представляют творческие работы
и проекты, над которыми работали на протяжении полугодия. Обучающиеся могут
самостоятельно выбрать вид работы для представления на фестивале. Проходит
коллективное обсуждение работ. В соответствии с критериями педагог оценивает
результаты и определяет уровень освоения программы за 1 полугодие. По сумме
результатов за выполнение тестовых заданий по итогам 1 полугодия и участия в
фестивале определяется уровень освоения программы за 1 полугодие.
Итоговый контроль – проводится по завершению обучения по Программе: в
конце 2 полугодия с целью выявления уровня и качества освоения Программы
обучающимися.
На каждом занятии педагог осуществляет анализ качества выполняемой работы;
коммуникативных навыков, развития иных ключевых компетенций и личностного
развития обучающихся.
Ведется учет творческой активности и достижений обучающихся (участие в
творческих и конкурсных мероприятиях различного уровня, призовые места и иные
достижения).
Проводятся коллективные обсуждения готовых работ обучающихся, в ходе
которых осуществляется самооценка (обучающиеся) и экспертная (педагог) оценка работ.
При определении уровня освоения программы в ходе промежуточного и итогового
контроля педагог может поощрять отдельных обучающихся, достигших высоких
15

результатов в освоении программы и/или творческих достижениях похвальной грамотой
или иной формой поощрения.
Формы контроля
Вид контроля

Формы контроля

Входной
Текущий

игра-испытание, анкетирование
тестовые задания, практическое задание,
определение уровня успеваемости

Промежуточный

тестовые
задания,
пробные партии,

Итоговый

Партии
среди
тренировочный турнир

Срок контроля

создание

сентябрь
в ходе освоения
темы, раздела –
сентябрь-май

фигур,
ноябрь-декабрь

обучающихся,

май

Критерии оценки результатов контроля
Важно. Педагог при оценке результатов должен учитывать уровень сложности освоения
программы обучающимся. Все критерии применяются в равной степени ко всем уровням
сложности в соответствии с объемом предъявляемых к нему требований.

Результаты опросов и тестовых заданий оцениваются:
2 б – ответ правильный;
1 б – ответ неполный;
0 б – ответа нет.
Критерии оценки проекта:

грамотность постановки цели проекта, ее соответствие содержанию (идее
проекта),

грамотность формулировки проблемы, на решение которой направлен
проект,

наличие основных компонентов структуры учебного проекта/ наличие,
соблюдение основных этапов проекта (определение цели, разработка плана и выбор
способов реализации проекта, практическая работа по реализации проекта, презентация и
самоанализ проектной группы),

эффективность работы проектантов (степень самостоятельности работы
проектной группы, вклад участников и уровень взаимодействия в группе,
индивидуальный и групповой прирост компетенций),

качество проектного продукта,

качество проведения презентации.
Результаты оцениваются от 0 до 3 баллов:
0 – работа не выполнена,
1– критерий раскрыт, представлен не в полной мере, с серьезными замечаниями,
2 – критерий раскрыт с незначительными замечаниями,
3 – критерий раскрыт полностью, на высоком уровне качества.
Критерии оценки представления творческой работы, публичного представления выступления:
16

−
знание текста,
−
владение методикой показа и рассказа,
−
осмысленное владение материалом по тематике задания,
−
эмоциональность рассказа, образность языка, артистизм,
−
культура речи,
−
ответы на вопросы, общий кругозор и эрудиция автора.
Результаты оцениваются от 0 до 3 баллов:
0 – работа не выполнена,
1 – критерий раскрыт, представлен не в полной мере, с серьезными замечаниями,
2 – критерий раскрыт с незначительными замечаниями,
3 – критерий раскрыт полностью, на высоком уровне качества.
Критерии оценки результатов творческого/практического задания:

соответствие результата заданной теме,

соответствие степени и объема участия, выбранному уровню,

качество конечного продукта,

креативность и творческий подход,

использование дополнительных источников при подготовке,

глубина раскрытия темы.
Результаты оцениваются от 0 до 3 баллов:
0 – работа не выполнена,
1 – критерий раскрыт, представлен не в полной мере, с серьезными замечаниями,
2 – критерий раскрыт с незначительными замечаниями,
3 – критерий раскрыт полностью, на высоком уровне качества.
Средства и формы фиксации и предъявления результатов

Диагностическая
карта
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной общеобразовательной программы «Шахматный клуб
«Ладья»
1полугодие.

Итоговая карта результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы «Шахматный клуб «Ладья».

Информационная карта «Формирование метапредметных результатов
обучающихся».

17

Диагностическая карта результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы «Юный шахматист» 1полугодие
Учебная группа
Педагог
№
п/п

ФИ обучающегося

учебный год
Результат
тестового
задания
Max
результат 10
б (5 вопросов)

*Результат
представления
творческой
работы/проекта
фестивале

Всего
баллов
на

Уровень
освоения

Max
результат
28 б

Max результат 18 б

1
…
15
*Можно засчитать результат выполненного творческого задания самостоятельно, в составе
рабочей группы, при высоких результатах можно засчитать результат, полученный ранее в течение
полугодия, но не представленный обучающимся (рабочей группой) в рамках Фестиваля.

Уровень по сумме баллов:

Высокий уровень – 28-21 баллов (В), Средний уровень – 20-14 баллов (С), Низкий
уровень – менее 13 баллов (Н)

Итоговая карта результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы «Юный шахматист» Учебная
группа
учебный год
Педагог
_
ФИ
обучающегося

№ п/п

Результат
полугодия

1 *Результат
выступления,
Max результат представления
28 б
творческой
работы/проекта
фестивале

Всего
баллов
на

Max
результат
46 б

Уровень
освоения
программы

Max результат 18 б

1
…
1
5
*Можно засчитать результат выполненного творческого задания самостоятельно, в составе
рабочей группы, при высоких результатах можно засчитать результат, полученный ранее в течение
полугодия, но не представленный обучающимся (рабочей группой) в рамках Фестиваля.

Уровень по сумме баллов:

Высокий уровень – 46-35 баллов (В), Средний уровень – 34-23 баллов (С), Низкий
уровень – менее 23 баллов (Н)

18

Оценочный бланк

Всего баллов
за работу

Критерий 6

Критерий 5

Критерий 4

Критерий 3

Критерий 2

ФИ
обучающегося

Критерий 1

(выступления, представления творческой работы/проекта ….)
Учебная группа №
уч. Год
Педагог
примечание

1
…
15

19

10

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая карта учёта творческого роста (успеваемости) обучающегося
ФИО
обучающегося

Начальный
контроль

Текущий
контроль

Итоговая
аттестация
за год

1

2

3

4

Участие в
играх,
выставках
5

Турнир
(Итоговое
занятие)
6

Критерии и показатели уровней освоения программы
Критерии

Показатели

Низкий
уровень
Оценка
удовлетв.

Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Средний
уровень
Оценка
хорошо

Высокий
уровень
Оценка
отлично

Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении
величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические
фигуры в различных положениях.
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать
мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает
навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать
свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет
записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в
различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных
частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и
сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

12

11

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».